Компьютеризация полностью охватывает все области человеческой жизни. Сегодня даже обычная механика автомобиля способна на подключение к системе диагностики. Такие процедуры можно встретить практически на каждом СТО, но можно провести их и самостоятельно. Устройство, используемое для соединения компьютера и автомобиля можно приобрести в ближайшем магазине автозапчастей.
Если же такую процедуру собирается осуществить какой-нибудь радиолюбитель, то у него вполне могут оказаться все детали для того, чтобы сделать такой адаптер самостоятельно. Компьютерная диагностика продемонстрирует пользователю все данные об автомобиле и поможет вовремя выявить неполадки. Ведь решать проблему заранее гораздо проще и экономичней, чем уже после поломки.
Показатели
Подобное устройство используется для диагностики рабочих показателей не только новейших иномарок, а и отечественных автомобилей более давнего производства. Основным показателем для процедуры является наличие в машине электроники, а есть она, наверное, уже у всех. Разница будет лишь в количестве показателей, чем новее автомобиль, тем больше у него различных датчиков. Значит, и результаты диагностики будут более полными. Автолюбитель может получить, таким образом, показатели всех систем работы двигателя и не только. Система считывает информацию с установленных на машине заводских датчиков, может демонстрировать их изменения даже во время работы и двигателя.
Выводить на монитор коды ошибок, контролировать просушку свечей и прогрев двигателя. Диагностика покажет рабочее напряжение аккумулятора и диапазон его изменения во время работы двигателя. Само сердце машины продемонстрирует свои обороты и рабочую температуру. Можно даже увидеть расход топлива за определенные отрывки времени. Система покажет все данные, которые могут интересовать автолюбителя для того, чтобы сделать определенные выводы о ее работоспособности. Кроме статистических данных о скорости, расходе и напряжении можно увидеть показатели различных датчиков и выявить причины их неисправности.
Программы для применения
Для того чтобы посмотреть все данные об автомобиле на экране компьютерного монитора не достаточно иметь при себе только один адаптер. Необходимо установить специальное программное обеспечение и для каждого автомобиля оно разное. Для работы с моделями отечественных легковых автомобилей зачастую применяется «Мотор-тестер» или «Диагностик Тул версии 1,3,1». Для того, чтобы просмотреть показатели более габаритных машин нашего производства, нужно воспользоваться «Опен Диг». Версия программы 1,3,9 очень хорошо подходит для «газиков» и «уазиков». Модели ВАЗ тоже можно проверить через эту программу.
Если же на машине стоит система электронного контроля впрыска топлива, то обычно на помощь приходит программа GAZ-DIAGN. Иностранного производства автомобили тестируются программным обеспечением отдельно для каждой марки. Например, для диагностики «Шевроле» нужно установить программу «Шевроле Эксплоер», а для «Деу» подойдет только «Ресеч Деу». Такая не универсальность обеспечивается большими отличиями в конструкциях моделей. Очень многие показатели уникальны для каждого производителя. Подходящее ПО поможет адаптеру продемонстрировать все показатели с датчиков на мониторе компьютера.
Принципы работы программ
Несмотря на очень большой перечень программного обеспечения для диагностики машин, все они сводятся к одному. Снять показания с датчиков автомобиля и вывести их на монитор компьютерного устройства. Различия определяются лишь марками транспортных средств, с которыми они совместимы. Интерфейс каждого приложения также имеет свои особенности, ведь количество показателей и их принадлежность очень варьируется в зависимости от автомобиля.
Виды программного обеспечения
Марки машин «Сеат», «Ауди», «Фольцваген» и «Шкода» работают с одной программой «ВАГ Ком», потому как выпущены все они на базе одного производителя «ВАГ». Диагностический адаптер снимает показатели со всех узлов двигателя и своевременно позволяет обнаружить возможные неполадки. Для работы с отечественными марками автомобилей применяется менее прихотливое программное обеспечение «Мотор-тестер». Оно подходит практически ко всем моделям. Здесь все данные снимаются с электронного блока управления. Все данные можно вывести на экран не только в числовом эквиваленте, а и в виде графика. К тому же его можно сохранить и распечатать для дальнейшего пользования. Для иномарок тоже существует своего рода универсальная программа. Это «Унискан». Она отлично срабатывается с машинами американского, европейского и азиатского производства, но только годом выпуска не младше две тысячи первого. «Унискан» продемонстрирует пользователю всю необходимую информацию очень точно и достаточно быстро. Найти с ее помощью неполадки не составит труда.
Самостоятельное изготовление
Если купить K-Line адаптер не получается, по любым причинам, всегда есть вариант изготовить его самому. Найти схему устройства можно в интернете, но стоит запомнить, что их существует несколько вариаций. Более простой будет схема для разъема «Ком», но он очень редко встречается на компьютерах и ноутбуках, потому такой вариант не подойдет. Практичнее будет изготовить адаптер с подключением через порт «ЮСБ», но данная схема сложнее в исполнении. Для начала нужно найти любой кабель с нужным разъемом. Подойдет и ненужный телефонный шнур. Кроме него следует приготовить радиодетали, принадлежности для пайки и компьютер.
Специфика процесса
Весь процесс монтажа можно исполнять несколькими способами, но ниже рассмотрим только один, а именно навесной монтаж. Среди приготовленных радиодеталей необходимо выбрать диод VD1, транзисторы и конденсатор С1. Важно, чтобы у диода было низкое падение напряжения. Конденсатор обезопасит схему от помех. Все подготовленные детали необходимо спаять согласно схеме и после этого переходить к подготовке кабеля. Для обеспечения его работы необходимо установить на компьютерное устройство драйвер, который поддерживает нестандартную скорость работы для адаптера. Затем подключить кабель и проверить его работоспособность. Шнур должен определиться в «Диспетчере устройств». Следует запомнить значение, присвоенное ему.
Подключение и переназначение шины
Чтобы правильно переоборудовать все контакты подключенного кабеля, следует снять штекер с обратной стороны провода. Разделив все контакты, необходимо определить их функциональность. Для этого подключает кабель к компьютеру с оголенными проводами на другом конце и запускаем программу диагностики. После этого нужно выбрать порт «Ком». Для дальнейших действий понадобиться вольтметр. Нужно найти провод с показаниями в три и три вольта. Черный, обычно, несет отрицательное значение. После того, как нужный провод был найден, следует проверить его работу. Для этого одновременно измеряя его показания вольтметром необходимо изменить данные по нему в окне программы.
При правильной работе, показатели вольтметра должны измениться. Это значит, что кабель соответствует выводу данных TxD. После этого необходимо соединить его с остальными. Когда контакт коснется определенного провода и при этом в программе появиться данные о полученной раньше информации, значит это провод соответствует выводу RxD. Когда все необходимые контакты будут обозначены, остается только припаять их к схеме на необходимые места. Адаптер готов к использованию. Главное перед его первым применением еще раз просмотреть всю схему и убедиться в том, что все детали собраны правильно и нет возможности появления в устройстве замыкания.
Проверка
Чтобы самостоятельно грамотно удостовериться в правильности всей сборки, следует подключить диагностический адаптер к компьютеру, но подсоединять к нему автомобиль не стоит. Сначала следует запитать шнур двенадцатью вольтами напряжения и проследить все показатели на мониторе компьютера. Когда на экране появится дублированная информация из верхнего окна, значит все сделано верно. Теперь можно подсоединять к устройству автомобиль и проводить все необходимые операции.
Тайные способности адаптера
С помощью такого диагностического адаптера пользователь может не просто снимать показания датчиков автомобиля и выводить их на монитор, а и полностью перепрошить электронный блок управления. Конечно, такой способ осуществим не на всех марках машин, для некоторых придется этот блок полностью снимать, чтобы изменить. Можно сделать вывод из всего вышеперечисленного, что такая вещь как K-line адаптер очень пригодится многим автомобилистам. К тому же, его можно сделать и своими руками.