Паскаль представляет собой один из наиболее простых языков. Но это не означает, что он самый слабый. К примеру, в Turbo Pascal 7.0 позволяет написать программу. Причем любую, какую только захочется. Паскаль 7.0 обладает широкими возможностями. Он позволяет написать игру, программную оболочку, а также операционную систему.
Все зависит от предпочтений пользователя. При написании не учитывается конфигурация компьютера. Софт разрабатывается исключительно для платформы MS-DOS. Она должна быть установлена на устройстве.
Определенной теории по языку не существует. Для овладения его особенностями необходимо достаточно практики. Чтобы потренироваться, потребуется скачать интерпретатор Turbo Pascal 7.0. В статье представлен способ изучения языка программирования путем практических действий.
Переменная. Ее имя и тип
Можно представить, что пользователю необходимо разработать софт для сложения двух значений. Для этого следует определить, что нужно для написания программы. Для начала стоит занести значение в некоторое число. К примеру, С. Оно будет равняться сумме чисел (А и В). Для этого в Паскале предусмотрено определенное понятие – переменная. Она наделена собственным именем и позволяет хранить значение. Пользователь должен самостоятельно выбрать имя для переменной. Для этого предусмотрены определенные требования. Можно использовать:
— латинские буквы (от А до Z);
— цифры (от 0 до 9);
— символ подчеркивания, который выглядит так: «_».
Запрещено применять:
— русские буквы;
— специальные символы клавиатуры (они расположены вверху над буквенными клавишами);
— знаки препинания.
В качестве примера можно рассмотреть некоторые имена переменных. При выполнении предъявленных требований они выглядят так: primer, pr, Primer и другим аналогичным образом. Кроме того, существует еще одно условие. Оно состоит в том, чтобы не превысить 250 знаков при выборе имени переменной. Регистр букв не учитывается. Если в одном случае использовать заглавные знаки, а во втором нет, то язык программирования рассмотрит два имени в качестве одного.
Таким образом, необходимо создать переменные А, В, С. Причем это должны быть обязательно латинские буквы. После того как имя будет задано, стоит перейти к понятию «тип переменной». Каждая переменная имеет свой тип, который определяет, из чего она состоит, а также какие действия с ней можно совершать. Его обязательно нужно обозначить. Для того чтобы понять, зачем он нужен, стоит рассмотреть конкретный пример. Необходимо определить переменную, состоящую из строки символов.
Другими словами, нужно вывести приветствие на экран в виде слова «Здравствуйте!». Одновременно с этим существует переменная, представленная числом, значение которого будет увеличиваться. Как можно понять, невозможно сложить слово с цифрами. Поэтому необходимо определить тип одной переменной как строковой, а второй − числовой. Это нужно для адекватности действий. В таком случае Паскаль поймет, что требуется делать с конкретной переменной. При совершении манипуляций автоматически определяется ее тип, и производятся действия, если это возможно.
После того как будут освоены такие требования, следует понять, как назначить тип переменной. Для этого предусмотрены всевозможные обозначения. К примеру, числовой тип имеет название Integer. В переводе с английского оно означает «число». При наличии такого типа, с переменной можно осуществлять математические операции. Ее разрешено вычитать, умножать, складывать с другими значениями.
Написание программы Разобравшись с основными понятиями и определивши тип переменной, можно приступать к разработке софта. В представленном примере необходимо решить равенство следующего вида: С = А+В. Естественно, каждая из этих переменных наделена числовым типом. Ведь производить математические вычисления можно только с ними. Учитывая такие условия, необходимо написать программу, которая состоит из следующих этапов:
1. Определение названия софта.
2. Наименование переменных и их тип.
3. Выполнение математического вычисления и помещение результата в С.
Таким образом, программа будет иметь такой вид:
Program First;
var
A, B, C: Integer;
begin
C := A + B;
end.
Для неопытного пользователя это всего лишь непонятный набор знаков. Чтобы разобраться в программе подробнее, потребуется разобрать каждую ее строку. Program First выступает в качестве заголовка софта. Правда, он не является обязательным. Как правило, программисты таким способом дают программе название. Он помогает определять категорию разработки. Заголовок находится в первой строке программы. Если поместить его в другое место, система выдаст ошибку.
Var представляет собой раздел описания переменных. Именно здесь происходит придание ей определенного типа. Служебное слово, таким образом, сообщает Паскалю о том, что начинается этот раздел. После того, оно будет прописано, следует указать все переменные, поставить после них двоеточие, затем обозначить их тип. Для этого используется Integer, так как в представленном случае рассматривается вариант числовых значений. Переменными выступают С, В, А.
Begin – это тоже служебное слово. Он также показывает, что начинается определенный раздел. В нем будет выполняться определенное действие. Затем программа начинает совершать его. В переводе с английского языка слово begin переводится как начало. Встретив его, Паскаль сразу приступает к выполнению действий. Это представлено выражением С:=А+В. Служебное слово имеет пару. Она представлена end. Это означает, что действие выполнено и процесс закончен. Эта пара занимает главенствующее место в программе. Внутри нее находится все осуществляемые действия. Дальше стоит разобрать подробнее синтаксис выражения С:=А+В. Это позволит получше понять процесс написания программы.
Синтаксис выражений Как уже можно было заметить, после каждого выражения или команды в Паскале предусмотрена точка с запятой. Этим знаком завершается каждая строка программы. Отсутствует он только после var и begin. Они являются служебными словами и не выступают в качестве процедур или функций. При помощи них определяется начало раздела программы. Таким образом, var стоит при разделе объявления переменных. Begin является началом раздела выполнения. Существуют и другие служебные слова, кроме представленных. Они также стоят во главе разделов. К примеру, начало констант. Из всех служебных слов завершение имеется только у begin. Оно заканчивается end. После него необходимо поставить точку. Это означает, что программа закончена и полностью выполнила свою функцию.
Присваивание в Паскале значится символом «:=». Двоеточие должно идти обязательно в сочетании со знаком =. В противном случае присваивание не получится. Другими словами, если существует необходимость присвоить определенной переменной значение, после нее ставится «:=». Затем следует написать новое значение. Можно рассмотреть следующие примеры:
A := A + C + 3 – 12;
C := 15;
Исходя из этого, стоит отметить несколько правил синтаксиса:
• после каждого выражения требуется ставить точку с запятой;
• присваивание обозначается «:=»;
• в служебных словах, которые означают начало раздела, не ставится в конце «:=».
Тестирование софта Чтобы создать программу, необходимо запустить Turbo Pascal. Затем пишется софт, учитывая все правила и порядок строк. После того как программа будет готова, она требует запуска и тестирования. Если в ней были допущены ошибки, Паскаль остановится, а курсор окажется на неправильно выполненной строке. Кроме того, пользователю укажут, какую именно ошибку он совершил.
В статье представлена программа с минимальным набором функций. Она проста в использовании и не требует профессиональных навыков. Такой вид софта подходит для начинающих пользователей, которые стоят еще в начале освоения Паскаля. Из этой статьи необходимо усвоить определенные детали, являющиеся основой для написания программ. Нужно тщательно разобраться в каждой строке, ознакомиться с правилами синтаксиса. Кроме того, важно освоить само понятие переменной и ее тип, понять, каким образом превратить ее в число и зачем осуществлять подобные действия. Также нужно провести тестирование программы после ее создания, чтобы выявить возможные ошибки и проверить ее в действии.